«Алёнкин брод» в Семикаракорском районе
Алёнкин Брод находится в четырёх километрах к западу от Семикаракорска. Сейчас это земляная насыпь через небольшую речку Сусат, впадающую в реку Сал. Место очень живописное. Раньше (по одним данным до 1913 года, по другим – до 1917) эта речка была глубже и шире, а весной разливалась, превращая низину в озеро или болото.

По легенде на месте нынешнего Семикаракорского городища, в километре от Алёнкиного Брода, была турецкая крепость. Следует сказать, что это заблуждение: Семикаракорское городище – останки хазарской крепости VIII – X веках, когда о турках ещё не было и речи. Но местное население упорно называет городище Турецким валом. К сожалению, легенды у местных жителей заслуживают большего доверия и вызывают большее уважение, чем исторические факты. Гилберт К. Честертон объясняет это тем, что легенду сочиняет «вся деревня», а историю пишет «одинокий сумасшедший» [1804].
Наиболее подробный вариант предания в устной традиции выглядит так.
За валом турецкой крепости томилась похищенная пашой казачья дочь Алёнка, неописуемая красавица и гордячка. Силой сделал паша её своей женой, души в ней не чаял. А когда родила она сразу сына и дочку, весь гарем разогнал, голову от любви к ней потерял. Но не теряла её Алёнка, носила думу тайну – вернуться домой. И по весне вырвалась из крепости на коне. Турки-янычары паши – за ней в погоню. Оторвалась от них Алёнка, да замешкалась перед Сусат-рекою. Сусат по-турецки – прозрачная вода значило. Но в ту весну её так перекаламутило, что еле нашла в ней брод беглянка. Проскакала намётом поле. А впереди Дон. В него с конём сходу бросилась. К этому времени подскакал к берегу сам паша. Стал звать, заклинать Алёнку не его ради, детей жалеючи, вернуться. А она то ли не слышала, то ли слышать его не хотела, один берег родной впереди видела, на который высыпала вся станица.
Тогда взял в руки лук паша. Стрелком он был отменным, на лету любую утку из косяка мог подстрелить. Первую стрелу пустил рядом с Алёнкой. Второй коня убил. Натянул в третий раз тетиву. Закрестились казаки. Замерли турки. А паша откинул лук и сам в Дон, еле янычары его удержали.
Добралась живой до своих родных Алёнка. И не долго жила кукушкой. Собрались в ватагу удалые казаки и тёмной ночью ворвались в турецкую крепость. Переполоху наделали, страху нагнали. Но понапрасну никого не тронули. Отобрали у нехристей детей Аленкиных и через её брод да через известный им перекат на Дону к утру назад вернулись. С той поры на нашей, теперь обмельчавшей, реке Сусат есть место, называемое Алёнкиным Бродом.
Некоторые рассказчики конец этой легенды излагают иначе: паша через какое-то время сам привёл детей на берег Дона и оставил матери.
А вот другой вариант предания об Алёнкином Броде.
А это на речке Сусат приключилось. Здесь тогда засека казачья была против турок. И девица Алёнка у казака Матвея Каракорова росла: лицом и статью красива да умом взяла. Дошла молва про красоту Алёнкину до турецкого паши, и выкрал он её тёмной ночью из хутора. В шелка и золото одел, первой женой в своём гареме сделал… Двух детей родила паше Алёнка. Но сердце домой, на Дон, её тянуло.
Выбрала Алёнка ночь потемнее, стражу подкупила, на коня – и к Дону. Паша погоню за ней послал, да куда там… Под стрелами калёными Сусат переплыла, лошадь под ней пала, а она спаслась. Собрала Алёнка ватагу казачью, да и повела её на стан турецки. Переполоху там наделали, страху нагнали. Забрала детей, да и назад в городок Семикаракорский. С той поры и название осталось – Алёнкин Брод.
Третий вариант этой легенды менее популярный, отличается трагическим финалом.
Жених Алёнки, раздорский казак, собрал ватагу ратных казаков и в безлунную ночь напал на турок, сотворив видимость приступа крепости. Набег тот был внезапным и шумным, поднял большой переполох среди басурман. Алёнка, пользуясь такой суматохой, незаметно ускользнула из крепости, но без коня далеко убежать не могла. Уже на берегу реки догнал её дозор турок. Не пожелала Алёнка снова попадать в неволю и бросилась в реку, попала в омут и утонула, успев только выкрикнуть имя своего жениха-казака. Позже к проклятому броду пришёл умирать и возлюбленный Алёнки. Не перенеся горя, он заколол себя кинжалом.
Существование нескольких вариантов легенды – безусловное свидетельство её давнего происхождения. Со временем число «пересказов» растёт.
По легенде на месте нынешнего Семикаракорского городища, в километре от Алёнкиного Брода, была турецкая крепость. Следует сказать, что это заблуждение: Семикаракорское городище – останки хазарской крепости VIII – X веках, когда о турках ещё не было и речи. Но местное население упорно называет городище Турецким валом. К сожалению, легенды у местных жителей заслуживают большего доверия и вызывают большее уважение, чем исторические факты. Гилберт К. Честертон объясняет это тем, что легенду сочиняет «вся деревня», а историю пишет «одинокий сумасшедший» [1805].
Автор
vlad-usefov@yandex.ru
Похожие записи
Из рассказа Леонида Федоровича Ганженко хутора Сусат Семикаракорского района
Мой прадед Николай Моисеев Ганженко выходец из центральной России. Говорил, что он жил на севере Харьковской губернии. Семья прадеда Николая имела четырех...
Читать полностьюФетисов Алексей Александрович
Родился 08 февраля 1900 года в хуторе Сусат, Семикаракорского района, Ростовской области. С апреля 1919 г по октябрь 1920 г участвовал в гражданской...
Читать полностьюРазумовский Петр Никитович
Разумовский Петр Никитович — 1913 года рождения. Летом 1942 года его часть (99 стрелковая дивизия) отступала через х. Сусат. Тогда же он и полюбил...
Читать полностьюИстория хутора Щавельнический Семикаракорского района
Период царских времен в хуторе Щавельнический Семикаракорского района Попов Харитон Иванович (21 сентября 1834 – 27 октября 1925 гг..) – русский историк и...
Читать полностьюИстория хутора Костылевка Семикаракорского района
Период царских времен в хуторе Костылевка Семикаракорского района Попов Харитон Иванович (21 сентября 1834 – 27 октября 1925 гг..) – русский историк и...
Читать полностьюИван Петрович Козлов
Иван Петрович Козлов, родился и жил в станице Семикаракорской. Отец был убит в Первую мировую войну, в 1915 году. Жила семья бедно, по...
Читать полностью